Создание ОАО «ПГК» ставит задачу поиска оптимальной системы управления эксплуатационной деятельностью

16.04.2008 16:16
 Создание ОАО «Первая грузовая компания» как публичного оператора перевозок ставит перед наукой задачу поиска оптимальной системы управления эксплуатационной деятельностью в новых условиях, высказал свое мнение в интервью "Гудку" Игорь Шапкин, к.т.н., доцент МГУПСа. Разрабатываемый в прошлом план формирования базировался на плановых вагонопотоках и позволял обеспечить перевозки даже в условиях дефицита подвижного состава за счёт увеличения производительности вагона, уменьшить потребности в маневровых средствах, эффективно использовать техническое оснащение станций. Однако вид груза, потребности грузоотправителей в режиме продвижения повагонных отправок, как правило, в разрабатываемом плане формирования не учитывались.
В новых экономических условиях грузоотправителю должна быть предоставлена возможность заказывать скорость доставки и маршрут пропуска вагона с грузом. Возросла финансовая ответственность железнодорожников за нарушение сроков доставки. При разработке плана формирования следует также учитывать доходность перевозок от разных грузов. Поэтому необходимы новые критерии оптимальности, интегрально учитывающие доходы и расходы железных дорог от каждой конкретной перевозки. План формирования сегодня должен гибко реагировать на спрос и реально складывающуюся ситуацию. Этому в полной мере отвечает технология перехода к детерминированным методам управления на основе твёрдого графика движения поездов, которые впервые высказали учёные ВНИИЖТа Владимир Буянов и Надежда Кондрахина. Эти решения сегодня принимают особую актуальность.
Для каждого гружёного вагона на всём пути его следования для каждой попутной технической станции переформирования должна быть определена цепочка «ниток» графика: с каким поездом и когда вагон на станцию прибывает, с каким поездом и когда продолжает дальнейшее следование. Эта информация должна быть доступна получателю и отправителю груза через систему АКС ФТО, а за ходом реализации реально складывающейся ситуации перевозки должна вести контроль система ДИСПАРК. Предлагаемая технология повысит ответственность структур СФТО, потребует более тесного оперативного взаимодействия с клиентурой.
Кроме того, можно по согласованию в клиентурой переносить сроки операций по погрузке, применять другие корректировки для достижения поставленной цели: грузовые поезда должны следовать полновесными.
Сегодня более 60% грузооборота железных дорог составляют грузы добывающей промышленности. При глобальном компьютерном отслеживании процессов управления можно за счёт единой технологии добычи сырья, его транспортировки и переработки решить проблему наполняемости «ниток» твёрдого графика. При решении вопросов о схеме доставки грузов потребителю в первую очередь должны решаться задачи обслуживания грузов технологической маршрутизации. В идеале должны быть установлены и документально по объёмам и во времени определены технологические связи предприятий добывающих и обрабатывающих отраслей. Их надо детализировать до уровня графиков поставок, привязанных к конкретным расписаниям. Речь идёт о поставках угля и руды металлургическим предприятиям, угля на электростанции, обслуживании экспорта и т.п. Целесообразно ввести в обращение на сети РЖД на ряде направлений группу специализированных «фирменных» грузовых поездов, гарантирующих нужную клиентуре своевременность доставки грузов. Это позволит повысить доходы компании.
При дискретном управлении погрузкой с ориентацией на следование по конкретным расписаниям задача плана формирования поездов трансформируется в расчёт количества прямых поездов («ниток» графика) между парами технических станций с последующей прокладкой этих «ниток» на графике. Целесообразна прокладка «ниток» поездов между корреспондирующими техническими станциями по возможности с равными интервалами. На график наносятся также «нитки» сборных и вывозных поездов для обслуживания местной работы участков и узлов, «нитки» пассажирских и пригородных поездов. Затем график корректируют по условиям оптимизации тягового обслуживания, загрузки узлов и технических станций.


все новостивсе новости