Курс на спутниковые технологии, цифровую связь и водородную энергетику

22.02.2007 12:01
Российские железные дороги намерены взять на вооружение спутниковые технологии, цифровую связь и водородную энергетику. Только в нынешнем году железнодорожники готовы потратить на научно-технические разработки в данной области около 5 млрд руб. Эксперты приветствуют эти планы, замечая, что у нововведений РЖД неплохие шансы.
Образованное в 2003 году ОАО «Российские железные дороги» является крупнейшей транспортной компанией страны и входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. На долю РЖД приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок. В 2006 году РЖД увеличили перевозки грузов на 3%, до 1,31 млрд т. 100% акций компании принадлежит государству.
Как рассказал РБК daily вице-президент РЖД Валентин Гапанович, в этом году компания намерена направить на научно-технические разработки около 5 млрд руб. К примеру, железнодорожники всех остальных стран СНГ готовы потратить на эти цели только 36,4 млн руб. Начиная с этого года РЖД переходят на проектные принципы организации научно-технических работ — НИОКР становится предметом инвестиций компании с конкретными экономическими результатами. При этом компания в разы сокращает финансирование разработок нового подвижного состава, переориентировавшись на создание новых технологий.
В самое ближайшее время РЖД планируют внедрить целый ряд прин­ципиально новых разработок, причем одним из главных направлений станет внедрение новых информационных технологий. «Вскоре мы представим пилотный проект по спутниковым технологиям с итальянской компанией Finmeccanica, касающийся радиолокационного зондирования земной поверхности, — поясняет Валентин Гапанович. — Скорее всего в марте в Риме будет подписано соглашение с Finmeccanica. Еще одно направление, которым будут заниматься РЖД, — это цифровая радиосвязь. Ожидается, что сочетание спутниковой навигации и цифровой связи позволит создать новую систему управления вагонным комплексом и вести мониторинг локомотивов.
Второе направление внедрения новых разработок РЖД — вагонное хозяйство. «У нас большие ожидания по внедрению новых материалов на нашем подвижном составе и объектах инфраструктуры, — говорит г-н Гапанович. — В частности, мы планируем заниматься высокомолекулярными полимерами вместе с одним из питер­ских предприятий».
Ведутся новые разработки и в сфере развития высокоскоростного движения. «Мы планируем построить опытный участок пути протяженностью 50 км на скорости 350 км/ч, — рассказывает Валентин Гапанович. — Место еще не выбрали, но скорее всего это будет под Ростовом». По его словам, один из восьми поездов, заказанных РЖД у компании Siemens, будет изначально изготовлен для эксплуатации со скоростью 350 км/ч.
Кроме того, железнодорожники готовы инвестировать средства и в разработки в области энергетики. РЖД активно ведут работы по использованию водородной энергетики — подписано рамочное соглашение с группой компаний «Интеррос», реализующей долгосрочную программу по развитию водородной энергетики.
Кроме того, рассматривается и возможность использования в качестве топлива для тягового подвижного состава природного газа. Так, сейчас РЖД реализуют проект создания газотурбинного локомотива на сжиженном природном газе.
По мнению аналитиков, шансы у нововведений РЖД весьма неплохие. «В частности, при условии наличия стабильных и достаточных источников финансирования проект организации высокоскоростного движения может стать переломным в развитии единой транспортной системы и поднять ее технический уровень до лучших мировых стандартов», — сказал РБК daily эксперт-аналитик отдела исследований машиностроительных отраслей АНО «ИПЕМ» Константин Кострикин.



все новостивсе новости