В конечной цене товара на транспортные издержки приходится до 22%

31.01.2007 12:16
Транспортные издержки в России с ее необъятными просторами представляют немалую проблему для перевозчиков. Так, в конечной стоимости товара доля затрат на транспортировку достигает 20-25%, тогда как в Европе этот показатель не превышает 8-9%. Участники рынка уверены, что причиной столь высоких издержек является неразвитость транспортной инфраструктуры и несовершенная система тарифного регулирования. При этом ждать быстрого решения этой проблемы не приходится.
В конечной цене товара на транспортные издержки приходится до 22%, а в некоторых случаях доходит аж до 40%, рассказал РБК daily вице-президент Евро-азиатского транспортного союза Юрий Щербанин. Впрочем, говорить о какой-либо усредненной цифре не приходится, ведь специальное исследование по этому вопросу не проводилось, поэтому говорить за всю отрасль достаточно сложно. Но и представитель Национальной логистиче­ской компании Полина Винокурова замечает, что по их расчетам доля издержек на транспортировку составляет в цене товара в среднем от 10 до 30%.
Проблема высоких расходов на транспортировку особенно актуальна для сырьевых отраслей, таких как угольная, металлургическая, нефтяная. Так, в 2005 году транспортная составляющая при перевозке грузов на средние расстояния составила для угля 47%, неф­ти - 17,5%, нефтепродуктов - 10%, минеральных удобрений - 11,5%, черных металлов - 3,9% и цветных металлов - 1,1%, - пояснил директор по аналитике компании ООО "Брансвик Рейл Лизинг" Константин Степанов.
Даже эти приблизительные расчеты показывают, насколько велика разница с ситуацией в европейских странах. В Евросоюзе сейчас доля транспортных издержек достигает 8-9%, даже с учетом перевозки грузов из Азии. Мало того, в 2010 го­ду ожидается снижение транспортной составляющей до 5-7%.
По словам Константина Степанова, величина транспортной составляющей зависит от подхода государства к вопросу тарифного регулирования перевозок, конъюнктуры внутренних и мировых цен на перевозимые грузы, вида перевозок (внутренние, экспорт или транзит), а также от удаленности производителя продукции от портов и по­требителя. Сроки уменьшения транспортной составляющей, по словам Константина Степанова, будут зависеть от решения властей по проблемам тарифного регулирования на перевозки промышленной продукции. Однако вряд ли стоит надеяться на быстрое решение этой проблемы. "Что касается будущего, то при нынешней структуре экономики ожидать снижения доли транспортной составляющей не следует, - считает Юрий Щербанин. - Доля транспортировки в стоимости товара будет расти, чему способствует немало факторов, например рост цен на горючее".

все новостивсе новости