В России почти завершился процесс ликвидации узкоколейных железных дорог

30.07.2007 14:27
В России почти завершился процесс ликвидации узкоколейных железных дорог. Оставшиеся существуют не благодаря, а вопреки экономической целесообразности, сообщает сегодня "Гудок".
Узкоколейные железные дороги (УЖД) когда-то играли значительную роль в экономике. По ним перевозились лес, торф, сырье для стройматериалов и другие грузы.
Существовало также несколько УЖД общего пользования, принадлежавших МПС. В дальнейшем узкоколейки постепенно ликвидировались, этот процесс значительно ускорился в начале 90-х годов. И хотя затем экономическая ситуация в стране постепенно стабилизировалась, процесс ликвидации узкоколейных железных дорог не замедлился. К настоящему времени разобрано более 90% существовавших ранее УЖД. Перспективы большинства оставшихся оптимизма также не внушают.
Причин тому несколько. Во-первых, практически прекращен выпуск подвижного состава для УЖД. Единственным предприятием, выпускавшим локомотивы для узкоколеек, был Камбарский машиностроительный завод, который в середине 90-х годов был перепрофилирован под другие нужды. Демиховский завод тоже прекратил выпуск грузовых и пассажирских вагонов для узкоколейных железных дорог.
Другая причина – изменение технологической схемы доставки сырья на предприятиях (особенно в лесной промышленности), где среди новых технологий уже не находится места морально и физически устаревшим УЖД.
Третья причина – громадные налоги на землю, на которой находится узкоколейная железная дорога. Предприятиям становится не под силу тянуть этот груз и приходится отказываться от УЖД.
И, наконец, в результате банкротства самих предприятий, как следствие, закрывались и принадлежавшие им узкоколейки.
За рубежом, например в прибалтийских странах, утратившим свое транспортное значение узкоколейкам нашли другое применение – их включили в список исторических памятников. Например, линию Гулбене – Алускне в Латвии. Она поддерживается ООО «Банитис», организующим туристические перевозки по сохраненному 35-километровому участку.
В западноевропейских странах многие узкоколейные железные дороги также используются в качестве туристических линий, принося владельцам неплохую прибыль. И хотя в нашей стране уже есть прецедент создания музея узкоколейных железных дорог в районе Переславля, это всего лишь малая часть того, что можно было бы сохранить.
Не следует забывать и о транспортной функции УЖД. Не зря же в Эстонии уже восстановили ранее разобранную торфовозную узкоколейку. Потому как прокладка автодорог по заболоченной местности – вещь очень дорогостоящая, а по УЖД одним составом можно вывезти торфа больше, чем несколькими грузовиками.
Для справки
Сегодня, по данным департамента пути и сооружений ОАО «РЖД», компания владеет более 1000 км узкоколейных железных дорог. Более 900 км приходится на долю Сахалинской железной дороги (диаметр колеи 1067 мм) и около 140 км – протяженность узкоколейного полотна на Калининградской железной дороге. У калининградской колеи стандартный европейский диаметр – 1435 мм.
Кроме того, на территории России расположено более 700 железнодорожных узкоколейных веток протяженностью от 10 до 50 км, в основном они эксплуатируются предприятиями, занятыми заготовкой леса и торфа, ширина этих дорог – 75 мм.

все новостивсе новости