Ж/д администрации "пространства 1520" откорректировали свои приватизационные планы

18.10.2010 13:11
C отступлением мирового финансового кризиса железнодорожные администрации "пространства 1520" за год пересмотрели свои планы на приватизационные процессы, пишет Гудок 1520.
Наиболее осторожную позицию в вопросе приватизации заняла Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця", УЗ).
Ранее приватизацию дороги планировалось начать в 2010 году. Но правительство Украины утвердило новую программу развития железнодорожного транспорта. Документ предусматривает реформирование УЗ, которое должно завершиться акционированием и последующей приватизацией всей администрации в 2020 году.
В Белоруссии же приватизация железнодорожного монополиста предполагается лишь частичная. В январе 2010 года правительство Белоруссии приняло решение акционировать предприятия Белорусской железной дороги (БЖД) - Минский и Гомельский вагоноремонтные заводы.
"Гомельский вагоноремонтный завод планируется акционировать с привлечением иностранного инвестора. Первоначально на продажу будут выставляться пакеты акций в 25%, а затем доля частного инвестора в предприятии может постепенно расти", - сказала начальник управления Фонда государственного имущества Белоруссии Ирина Барковская.
Процесс приватизации будет запущен, как ожидается, в конце 2010 года, когда в республике будет принят закон об объектах госсобственности. Частичную приватизацию БЖД первоначально предложило Министерство транспорта Белоруссии. И если в период мирового финансового кризиса приватизацию самой БЖД руководство дороги называло рациональным способом привлечения инвесторов под проекты модернизации инфраструктуры и вагонного парка Белоруссии, то сейчас оно видит в этом необходимость.
"В чём смысл акционирования и продажи акций БЖД? С моей точки зрения, как начальника дороги, мы работаем, не давая повода владельцу - государству - сказать, что надо сегодня дорогу передать в руки частника, который будет более эффективно управлять. Когда государство увидит, что менеджмент неэффективно командует, тогда примут решение и придёт частный владелец", - сказал начальник БЖД Анатолий Сивак.
При этом он обратил внимание на то, что БЖД является одной из немногих железных дорог, которая не получает денег из бюджета на инфраструктурные проекты.
"Сегодня в России железная дорога - акционерное общество, но российский бюджет выделяет миллиарды долларов на инфраструктурные проекты", - добавил он.
Путь частичной приватизации выбрала и "Железная дорога Молдавии" (ЖДМ). Сейчас она находится на балансе Министерст ва транспорта и связи Молдавии. В январе этого года Министерство экономики и торговли Молдавии заявило о том, что разрабатывает схему приватизации дороги. Тогда рассматривался вариант долевого участия в приватизации. Основной пакет акций должен остаться за государством. По словам вице-премьера, министра экономики Молдавии Валерия Лазэра, для привлечения инвестиций и дальнейшего развития дороги это предприятие в перспективе может быть сдано в концессию сроком на 10-15 лет.
"Решение будет приниматься после завершения диагностики предприятия, тщательного анализа эффективности деятельности, обсуждения с их нынешним руководством перспективных стратегий развития компаний", - сказал он.
Изначально параметры приватизации дороги Минэкономики Молдавии планировало определить ко II кварталу 2010 года, а сам приватизационный процесс начать в конце текущего года. Однако из-за неоднократной смены руководящего состава дороги эти планы были перенесены на 2011 год.
Но, как рассказал "Гудку-1520" начальник технической службы - заместитель главного инженера дороги Александр Заика, ни о какой приватизации дороги речи в Молдавии уже не идёт.
Железнодорожники Киргизии также не согласны с планами руководства страны приватизировать железную дорогу.
Прибалтийские страны на исходе мирового финансового кризиса, наоборот, заговорили о приватизации своих железных дорог. Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzcels, LDz) может уйти в частные руки за государственные долги по кредитам. Как заявил мэр Вентспилса и кандидат на пост премьер-министра Латвии Айвар Лембергс, для погашения международных займов правительство Латвии готово предоставить кредиторам возможность приватизировать LDz на выгодных условиях. По его словам, этот процесс может начаться в 2012 году и завершиться в 2015 году.
"Непонятно, как Латвия собирается возвращать долги Международного валютного фонда, но отдавать в частные руки железную дорогу ни в коем случае нельзя, ведь это инфраструктура страны", - заявил на это глава LDz Угис Магонис.
Для приватизации Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги, LG) основной причиной руководство называет недостаточную эффективность работы предприятия. Речь идёт о частичной приватизации рентабельной части LG - грузовых перевозок. На базе этого сектора будет создана отдельная компания с последующей передачей в частные руки.
Как рассказал "Гудку-1520" заместитель генерального директора, директор Дирекции грузовых перевозок LG Стасис Гудвалис, частный капитал придёт на предприятие не сразу, а через 3-5 лет, после проведения реструктуризации и изменения управления. Сам процесс реструктуризации может занять от полугода до года. При этом он не сказал, какой процент акций LG может быть передан частному капиталу.
"Приватизация монополистов на железнодорожном рынке часто подвергается критике и рассматривается как превращение государственной монополии в частную, что открывает возможности для дополнительных злоупотреблений, - говорит вице-президент Международной приватизационной группы Джим Уодделл. - Но, берясь за передачу государственных предприятий в част ные руки, правительства преследуют ряд целей: повышение эффективности, сокращение финансовых обязательств государства, повышение уровня обслуживания клиентов, получение выручки от продаж и создание фундамента для конкурентоспособной рыночной экономики".


все новостивсе новости