Железнодорожники внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне

06.05.2010 13:31
С первых дней войны железнодорожным транспортом осуществлялись массовые перевозки, связанные с мобилизацией и сосредоточением войск, перебазированием промышленности и эвакуацией населения.
За годы войны железнодорожники перевезли 20 млн вагонов с солдатами, грузами (снарядами, боевой техникой, продовольствием). Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно обернуть по экватору всю Землю 4 раза. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.
Более 2,5 тыс. заводов и фабрик были вывезены за Урал, что позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
В эвакуацию были вывезены 18 млн человек. Для этого потребовалось более 1,5 млн вагонов.
Для выполнения небывалых по размерам и сложности перевозок железнодорожники применяли эффективные методы регулирования вагонных парков и организации движения поездов. Широко применялся пропуск поездов в обход загруженных участков, вводилось одностороннее движение, применялся пакетный график движения, сдваивание поездов. Среди железнодорожников в годы войны получили широкое применение новаторские решения по ускорению перевозок, экономному расходованию топлива.
В военное время железнодорожники восстановили 120 тыс. км железнодорожных путей, 13 тыс. малых и около 3 тыс. больших мостов.
В 1942 году в рекордные сроки была построена Северо-Печорская железная дорога, которая обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда, транспортировку грузов, доставляемых северными морскими конвоями вглубь страны.
В этом же году была построена Волжская рокада. Благодаря мужеству и стойкости тружеников Сталинградской и Рязано-Уральской железных дорог (ныне Приволжской) рокада стала основной артерией, питавшей людскими ресурсами, военной техникой, боеприпасами и продовольствием огромный Сталинградский фронт. Волжская рокада замкнула железнодорожное кольцо Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Это позволило применить кольцевое движение и увеличить пропускную способность участка почти в 40 раз, ни на миг не останавливая сообщения с осажденным Сталинградом.
В 1943 году была построена железная дорога Шлиссельбург – Поляны протяженностью 33 км с ледовой эстакадой через Неву, которая связала блокадный Ленинград с Большой землей. Во многом именно благодаря этой дороге, по которой в Ленинград пошли продовольствие, боеприпасы и вооружение, воинские резервы, стала возможной блестящая операция Советской армии по полному снятию блокады Ленинграда.
Свидетельством огромных заслуг всех тружеников железнодорожной отрасли перед государством в годы войны является присуждение 127 железнодорожникам звания Героя Социалистического Труда (в целом по Советскому Союзу это звание было присвоено 202 труженикам), свыше 28 тыс. удостоены орденов и медалей, многие отмечены знаком "Почетному железнодорожнику".


все новостивсе новости