ОАО "РЖД" добивается сдерживания роста цен на продукцию металлургов

21.04.2010 09:46
ОАО "РЖД" направило письмо в Минэкономразвития, в котором обосновало необходимость сдерживания роста цен на продукцию металлургов. Железнодорожники уверены, что резкое увеличение закупочной стоимости металлов не соответствует возможностям внутреннего рынка, ещё не оправившегося от мирового кризиса, пишет Гудок.
Как говорится в письме компании, особо жёсткую позицию занимают поставщики рельсов и рельсовых креплений, требующие поднять цены сразу на 15-20%, то есть фактически вернуть их на докризисный уровень.
Рельсы РЖД поставляет ООО "ЕвразХолдинг", который внёс предложение об увеличении цен на 20% с 1 февраля, сократив в феврале-марте в два раза объём поставки рельсов. Кроме того, рельсовые костыли и противоугоны монопольно выпускает ОАО "ММК-Метиз", потребовавшее повысить цену на 15% и прекратившее поставки ещё с начала года.
"По прогнозу Минэкономразвития, в 2010 году прирост внутренних цен в производстве чёрных металлов составит до 3,6%, металлических руд - до 4,6%, угля - до 6,7%. Этот прогноз определяется объективными процессами на внутрироссийском рынке чёрных металлов, для которого характерно достаточно медленное восстановление спроса и, соответственно, закупочных цен", - заявил на заседании Экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности при комитете Госдумы по промышленности руководитель департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО "РЖД" Валерий Веремеев. Принимая во внимание эти прогнозные индикаторы, РЖД считают возможным увеличить цены на рельсы и крепления в этом году не более чем на 5%.
Как утверждают сами металлурги, резкий рост цен вызван увеличением стоимости сырья и металла на внешних рынках. С начала года цены на железную руду и металлолом выросли на 35-40%, а за два последних квартала - без малого вдвое. На 80% за два квартала подорожал уголь.
В начале апреля руководитель "Уралвагонзавода" Олег Сиенко в открытом письме пожаловался министру промышленности и торговли Виктору Христенко, что за последние месяцы металл для его предприятия подорожал на 30-40%, что ставит под угрозу производство. Доля металла в себестоимости производства составляет порядка 60%.
Повышение цен на металлургическую продукцию уже отразилось на рынке. Как заявил на Экспертном совете в Госдуме руководитель Первой грузовой компании Салман Бабаев, в первом квартале ему вместо 2500 полувагонов поставили лишь 800, да и то "вагоны за 1,5 млн ещё нужно поискать". Между тем в начале года вагон стоил 1,23 млн.
Премьер Владимир Путин дал поручение ФАС, Минпромторгу и Минэкономразвития разобраться в ситуации. В Минпромторге уже решили, что не будут выдвигать больших претензий к металлургам. "Цены на сталь на внутреннем рынке сейчас на $60 за тонну ниже, чем на внешнем, - заявил заместитель министра Андрей Дементьев. - Экспортными пошлинами мы можем окончательно задушить наших металлургов, но тогда, скорее всего, будем сидеть на китайской стали".
"Мы направили запросы в РЖД и в крупные металлургические компании, - сообщила "Гудку" руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кошунина. - Сейчас мы рассматриваем результаты, а в конце апреля будем выносить решение совместно с министерствами".
ОАО "РЖД", со своей стороны, всегда шло навстречу предприятиям реального сектора.
"В период кризиса, когда цены на сталь сильно упали, по листовому прокату при этом увеличение транспортной составляющей произошло всего лишь на 1,2%, а по чугуну она на ту же величину сократилась", - замечает Валерий Веремеев.
Можно заметить и то, что в отличие от РЖД металлургические компании интегрированы, то есть в составе холдингов у них есть и железорудные, и угольные активы. Таким образом, они в отличие от тех же перевозок и машиностроения не теряют, а выигрывают от роста цен.
Как сообщил "Гудку" вице-президент по связям с общественностью ООО "Евраз-Холдинг" Алексей Агуреев, в настоящий момент компания и РЖД ведут конструктивные совместные переговоры по данному вопросу и уже достигнуты промежуточные результаты. "Надеемся, что в ближайшее время вопрос будет решён окончательно с выгодой для обеих сторон", - полагает Алексей Агуреев.
"Мне кажется, что стороны придут к компромиссу, но рост стоимости рельсов будет всё-таки ближе к 20%, - говорит аналитик по металлургии "Уралсиб Кэпитал" Николай Сосновский. - Требования металлургов более обоснованны в том плане, что рост на сырьё и металл на мировых рынках превышает 30%, а прогноз Минэкономразвития не является ориентиром для частных компаний".
С другой стороны, отмечает аналитик, ООО "Евраз-Холдинг" и ММК фактически больше некуда поставлять рельсы и крепления, кроме как РЖД, поэтому стороны будут вынуждены договориться.
Справка.
По данным Минпромторга, в сентябре - декабре 2008 года на мировом рынке произошло резкое снижение цен на металлопродукцию, которое в среднем составило 40-50%. Только в июне-июле 2009 года наметился некоторый рост, однако к концу 2009 года цены всё равно не достигли докризисного уровня. На внутреннем рынке динамика цен была более плавной. В четвёртом квартале минувшего года наблюдался рост цен на металлопродукцию (сортовой и листовой прокат) и металлургическое сырьё в среднем на 5-7%.
В целом же за год индекс цен по добыче металлических руд (чёрных и цветных) составил 99%, по металлургическому производству (чёрные и цветные металлы) - 104,9%. Индекс цен на концентрат железной руды составил 70,9%, железорудный агломерат - 85,9%, кокс 6-процентной влажности - 107,3%.


все новостивсе новости