Юрий Саакян: Наиболее острой проблемой транспортного машиностроения России является технологическое отставание производимой продукции от мирового уровня

03.05.2007 17:38
Наиболее острой проблемой транспортного машиностроения России является технологическое отставание производимой продукции от мирового уровня в совокупности с недостатком производственных мощностей, отметил сегодня на страницах "Российской газеты", директор института проблем естественных монополий Юрий Саакян.  
Долгое время железнодорожный транспорт - основной потребитель продукции отрасли (до 70 процентов всего объема) - из-за недостатка инвестиционных средств закупал минимально необходимое количество продукции. Таким образом, возник отложенный спрос. Все это время машиностроители "сидели на голодном пайке" - объем вырученных средств не позволял проводить серьезные научные исследования и модернизацию предприятий. После встречи 10 апреля президента страны и главы ОАО "РЖД", на которой была представлена стратегия развития компании до 2030 года, появилась надежда на то, что у железнодорожников появятся дополнительные средства на приобретение подвижного состава. Однако планы РЖД, понятно, не могли быть учтены в стратегии, которую рассматривали уже на следующий день на заседании правительства России. Именно поэтому появилась необходимость ее скорректировать. На заседании правительства прозвучали замечания по поводу избыточных объемов финансирования и чересчур протекционистской политики в области транспортного машиностроения. Тем не менее мировой опыт развитых стран, ратующих за свободный рынок, показывает, что либеральная идеология не мешает правительствам этих государств оказывать всестороннюю поддержку национальных производителей, включая госфинансирование. Поэтому, на мой взгляд, элементы господдержки вполне применимы для российского машиностроения в условиях поставленной задачи перехода от доминирования в экономике сырьевого сектора к обрабатывающему, тем более что такие меры не противоречат нормам ВТО. По сути, стратегия развития транспортного машиностроения направлена на одно - в условиях динамичного роста отрасли на определенное время создать для российских производителей равные условия по отношению к крупнейшим иностранным компаниям. Потому что нельзя допустить, чтобы такая важная для страны отрасль начала стагнировать или перешла под контроль иностранных компаний. Теперь главная задача разработчиков стратегии развития транспортного машиностроения - в поставленные правительством России сроки скорректировать прогнозные показатели и конкретизировать мероприятия по ее реализации. Рост национальной экономики предоставляет уникальный шанс в полной мере реализовать потенциал российского транспортного машиностроения, а не идти к западным производителям. А жесткая российская позиция по отношению к иностранным производителям - "рынок в обмен на технологии" - позволит сохранить российские отраслевую науку и производство, получить доступ к новым зарубежным технологиям.


все новостивсе новости