Как решить проблему кадрового голода на промышленном транспорте?

07.09.2009 15:57
Евгений Дудкин, председатель президиума Северо-Западного регионального отделения Российской академии транспорта, завкафедрой ПГУПСа на страницах "Гудка" рассказал, почему сегодня сложилась ситуация, когда  руководители многих предприятий промышленного железнодорожного транспорта жалуются на нехватку квалифицированных специалистов, при этом всего 8% инженеров ППЖТ имеют профильное образование.
В последние годы произошло существенное перераспределение предприятий промышленного железнодорожного транспорта от государственной собственности к частной. Это далеко не всегда способствовало повышению уровня образования руководящего состава предприятий, отметил Е.Дудкин.
В то же время Ространснадзор Минтранса серьёзно повысил требования к безопасности движения на железнодорожном транспорте как общего, так и необщего пользования. Кроме того, наличие специалистов с высшим профильным образованием является одним из требований при лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте.
До настоящего времени в образовательных учреждениях Федерального агентства железнодорожного транспорта отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров промышленного железнодорожного транспорта.
Фактически эти вопросы по собственной инициативе решают четыре кафедры «Промышленный транспорт»: Петербургского государственного университета путей сообщения, Липецкого государственного технического университета, Магнитогорского государственного технического университета и Сибирского государственного технического университета.
Выпуск специалистов с высшим образованием составляет в год около 200–250 человек при потребности 3,5–4 тыс. человек. Это привело к тому, что на инженерно-технических должностях промышленного железнодорожного транспорта доля дипломированных специалистов составляет 15%, а с профильным транспортным образованием – всего 8%.
Высшие образовательные учреждения, подведомственные Росжелдору, фактически не участвуют в процессе подготовки таких кадров (кроме ПГУПСа). В результате этого постоянно возрастает доля нарушений безопасности движения, связанная с человеческим фактором. 
Приказом Минтранса и Минтруда установлен перечень образовательных учреждений, имеющих право осуществлять повышение квалификации и аттестацию исполнительных руководителей и специалистов организаций, отвечающих за обеспечение безопасности движения.
Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями и учреждениями имеют право проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.
Поэтому повышение квалификации и аттестация руководителей и специалистов организаций, отвечающих за обеспечение безопасности движения, вправе реализовывать любое образовательное учреждение, получившее соответствующее лицензию.
В 2007 году учёные ряда ведущих вузов и Промтрансниипроекта, представители ассоциаций «Промжелдортранс» и «Союзгрузпромтранс», ряда других заинтересованных организаций обратились к руководству Росжелдора с просьбой рекомендовать подведомственным ему вузам включить в план подготовки специалистов следующие специализации: «локомотивы промышленного транспорта», «вагоны промышленного транспорта», «организация перевозок и управление на промышленном транспорте», «строительство дорог промышленного транспорта».
Мы предложили Минтрансу внести некоторые изменения в «Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов». В частности, речь идёт об отмене перечня образовательных учреждений, имеющих право осуществлять повышение квалификации исполнительных руководителей и специалистов организаций, отвечающих за обеспечение безопасности движения.
Мы также готовим обращение в Высшую аттестационную комиссию с просьбой расширить содержание научной специальности «транспортные системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте» в области ППЖТ.
Кроме того, мы предложили организовать целевую подготовку таких специалистов по схеме, аналогичной подготовке специалистов для ОАО «РЖД», поручив региональным управлениям Росжелдора регулировать заявки на количество мест для их целевой подготовки в соответствующих отраслевых вузах. 
В «Союзгрузпромтрансе» сейчас решили создать общественный учебно-методический совет по промышленному транспорту, который будет решать организационные вопросы. В управлении учебных заведений и правового обеспечения Росжелдора недавно провели совещание по проблемам образования, на котором фактически все наши предложения были приняты. Отраслевым вузам, в частности, рекомендовали учитывать опыт ПГУПСа, где уже более 60 лет готовят кадры для промышленного железнодорожного транспорта на кафедре «Промышленный и городской транспорт» по специализации «строительство дорог промышленного транспорта». В связи с этим в нашем университете уже провели курсы по повышению квалификации преподавателей вузов Росжелдора.


все новостивсе новости