Несовершенство тарифообразования на услуги ППЖТ ставит их на грань выживания

01.09.2009 14:19
Регулирование тарифов на работы и услуги, оказываемые на железнодорожных путях промышленного транспорта (ППЖТ), необходимо совершенствовать, и решение данной задачи будет способствовать упорядочению отношений в сфере перевозок и повышению качества транспортных услуг, рассказал на страницах "Гудка" президент ассоциации «Промжелдортранс» Александр Кукушкин 
 Постановлениями правительства, вышедшими в 1995 и 2001 годах, право вводить регулирование тарифов на транспортные работы и услуги, оказываемые ППЖТ, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Федерации.
К сожалению, это «право» на местах реализуется по-разному, далеко не всегда и везде тарифное регулирование осуществляется на должном уровне. В ряде случаев тарифы вообще не регулируются, а являются результатом соглашений сторон.
При расчётах тарифов применяются методические рекомендации, разработанные и утверждённые Минтрансом по согласованию с Минэкономразвития в 2001 году, а также методические тарифные рекомендации, разработанные Минэкономики ещё в 1997 году.
На основе этих рекомендаций местные ценовые органы субъектов Федерации утверждают методические указания, обязательные для исполнения. Проблема в том, что зачастую разработка последних производится некомпетентными в области промышленного железнодорожного транспорта лицами., отмеитл А.Кукушкин.
Анализ многолетней практики работы ППЖТ показывает, что существующая система тарифного регулирования несовершенна. Иногда при согласовании тарифов на услуги ППЖТ регулирующими органами оказывается давление, никакие расчёты во внимание не принимаются, а устанавливаемый уровень рентабельности не позволяет обеспечить доходность предприятия. Себестоимость выполняемых услуг в результате постоянного роста цен на топливо, материалы, электроэнергию и на услуги сторонних организаций значительно превышает себестоимость услуг, включаемых в регулируемый тариф.
Кроме того, изменения в Налоговом кодексе и других нормативных актах, создавших неравные условия при налогообложении имущества и земель железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, а также условий землепользования ведут к удорожанию услуг ППЖТ, выполняющих начально-конечные операции, и снижению привлекательности железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта. Рост тарифов на услуги по этим причинам достигает в отдельных регионах 30%. И это всё ложится бременем на потребителей наших услуг.
Несовершенство тарифообразования на услуги предприятий промышленного железнодорожного транспорта ставит его на грань выживания. 
При расчёте и утверждении тарифов важно определить и обеспечить конкурентоспособность предприятия и необходимый уровень рентабельности.
Цены на услуги должны покрывать все издержки и обеспечивать получение достаточной прибыли, позволяющей восполнить затраты, обеспечить содержание, ремонт и обновление транспортных и технических средств, решить социальные вопросы и т.д.
Ассоциация «Промжелдортранс» предлагает внести изменения в статью 8 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.
Суть изменений такова: субъекты Федерации вправе осуществлять регулирование тарифов, сборов и плат на работы (услуги) на железнодорожном транспорте необщего пользования, включая перевозки по железнодорожным путям необщего пользования без выхода на железнодорожные пути общего пользования и другие услуги, в соответствии с законодательством региона.
Такие тарифы, сборы и платы устанавливаются на основе себестоимости работ (услуг) и уровня рентабельности, обеспечивающего полное возмещение затрат организаций железнодорожного транспорта необщего пользования.
При этом обеспечивается экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности по перевозкам или выполнению непосредственно связанных с перевозкой работ (услуг) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Установление тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня допускается при условии обязательного возмещения за счёт средств бюджетов регионов, в полном объёме возникающих в результате такого установления потерь в доходах субъекта регулирования». 
Весной этого года в Государственную думу был внесён проект федерального закона № 200871-5 «Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий».
Принятие этого закона позволило бы обеспечить единство подходов к государственному регулированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта на всей территории страны.
Ассоциация «Промжелдортранс» в целом одобрила представленный проект, но, к сожалению, он не был поддержан Минэкономразвития России, которое сочло существующую нормативную базу в части тарифного регулирования вполне достаточной.

все новостивсе новости