Индексация тарифов на грузовые перевозки в 2010 году на 9,4% для ОАО "РЖД" недостаточна

21.07.2009 11:17
ОАО "РЖД" считает, что в Федеральном бюджете на 2010 год необходимо предусмотреть компенсацию ОАО "РЖД" доходов, выпадающих в связи с индексацией на 9,4% тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
13 июля 2009 года президиум Правительства РФ одобрил индексацию тарифов на грузовые перевозки в 2010 году на 9,4%.
Данная индексация является недостаточной для ОАО "РЖД" по ряду причин. Так, прогнозируемый рост инфляции на 2010 год значительно выше индексации тарифов (инфляционные ожидания составляют 11,5%). Изменение индекса роста потребительских цен, рост цен на дизельное топливо, электроэнергию и прочие изменения в экономике - все это приведет к дополнительным расходам со стороны ОАО "РЖД".
Кроме того, индексация тарифов на 9,4% произойдет от базового уровня 2009 года, который был значительно занижен. Напомним, вместо 14%-ой индексации была принята поэтапная индексация: в январе - на 5%, в июле - на 5,7%, что соответствует среднегодовому уровню роста грузовых тарифов на 8%.
Как отметил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, в компании, исходя из данной индексации тарифов, а также темпов роста грузооборота, составлен прогноз финансового плана на 2010 год.
Предварительные расчеты 2-х вариантов финансового плана компании на 2010 год (с учетом госсубсидий и без госсубсидий) показали, что вариант индексации тарифов на 9,4% без государственной поддержки окажет крайне негативное влияние на результаты работы компании в 2010 году. Так, по предварительным расчетам, ОАО "РЖД" ожидает убыток в размере 60-70 млрд рублей. Кроме того, может произойти значительное сокращение программ капитального ремонта по основным хозяйствам, снижение объемов закупки подвижного состава, актуализируется необходимость высвобождения дополнительной численности сотрудников. В условиях финансового кризиса, когда значительно уменьшается объем грузовых перевозок, ОАО "РЖД" уже не сможет за счет внутренних ресурсов поддерживать рост выручки более опережающими темпами, чем рост тарифов.
По словам президента ОАО "РЖД", без сохранения государственных субсидий на компенсацию выпадающих доходов негативное влияние будет оказано не только на результаты работы компании в 2010 году, но и на ключевые ковенанты ОАО "РЖД" и ее рыночные перспективы.
"Учитывая недостаточно высокие темпы роста объемов железнодорожных перевозок, а также в целях уменьшения доли транспортной составляющей в цене товаров ОАО "РЖД" считает необходимым при утверждении индексации тарифов на 9,4% на грузовые железнодорожные перевозки предусмотреть сохранение системы субсидирования в сумме выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в базовом и планируемом периодах, - считает Владимир Якунин. - Рост тарифов, безусловно, должен соотноситься с реальными возможностями экономики РФ, но компенсация выпадающих доходов должна при этом происходить в соответствующем объеме из бюджетных денег. Таким образом, в целях поддержания эффективности работы ОАО "РЖД" в 2010 году в Федеральном бюджете необходимо предусмотреть компенсацию ОАО "РЖД" выпадающих доходов в размере не менее 55 млрд рублей на индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки".
По словам президента ОАО "РЖД", при получении государственной субсидии денежные средства будут направлены на поддержание текущей финансово-хозяйственной деятельности компании.
*****
Необходимо отметить, что за прошедшие годы потребности других естественных монополий при росте регулируемых тарифов компенсировались значительно больше. При этом ОАО "РЖД" уверенно наращивало выручку по грузовым перевозкам опережающими темпами по отношению к росту тарифов. Финансовый кризис внес определенные коррективы в динамику цен (тарифов). Однако разрыв между динамикой цен в промышленности и железнодорожных тарифов остается значительным.
С 1991 года по настоящее время темпы индексации грузовых железнодорожных тарифов существенно отстают от темпов роста цен в промышленности. При росте цен в топливной промышленности в 262 раза, угольной промышленности – в 228 раз, черной металлургии – в 165 раз, электроэнергетике – в 152 раза тарифы на железнодорожные перевозки выросли в 80 раз.
"В современных условиях негативные последствия финансового кризиса могут быть преодолены только совместными усилиями. Дотации отдельным отраслям промышленности и предприятиям необходимы, однако они не должны оказываться за счет ОАО "РЖД", - считает Владимир Якунин. - Межотраслевое субсидирование должно постепенно сокращаться с последующим осуществлением перехода к государственной поддержке конкретных отраслей промышленности, предприятий-производителей продукции за счет адресных целевых дотаций из государственного бюджета. На наш взгляд, эта задача должна быть решена при формировании бюджета России на последующие годы".
В настоящее время у ОАО "РЖД" имеется опыт в получении господдержки в виде субсидий. Подготовлен и согласован с Минфином России, Минэкономразвитием РФ, Минтрансом РФ проект постановления правительства РФ "Об утверждении правил предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, сборов и плат на грузовые железнодорожные перевозки".


все новостивсе новости