Обязательное страхование рисков при перевозках опасных грузов у нас пока под вопросом

03.07.2009 15:51
Обязательное страхование рисков при железнодорожных перевозках опасных грузов давно вошло в мировую практику, но для нашей страны этот вопрос пока остаётся нерешённым. Между тем отрасли необходим соответствующий федеральный закон: его разработку и принятие необходимо ускорить, сообщает "Гудок".
Об этом, в частности, идёт речь на II Международной научно-практической конференции «Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхованию рисков на железных дорогах с применением логистических цепочек», проходящей в Москве.
Только в прошлом году на российских железных дорогах произошло 23 случая нарушений безопасности движения и 618 инцидентов с вагонами, гружёнными опасными грузами.
Как отметил вчера на форуме первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, лицензирование работ, связанных с перевозками опасных грузов, не в полной мере решает эту проблему и должно дополняться системой обязательного страхования ответственности. Это может стать эффективным инструментом предупреждения и ликвидации последствий происшествий с опасными грузами. По словам заместителя министра транспорта России Сергея Аристова, уже проводится работа по подготовке концепции такого законопроекта. Но конкретные сроки его появления озвучены не были.
В целом обеспечение безопасности перевозок на железнодорожном транспорте требует комплексного подхода и практической заинтересованности всех участников перевозочного процесса. Так, с 2003 года ОАО «РЖД» инвестировало на реализацию Программы повышения безопасности движения более 32 млрд руб., что дало ощутимый результат, но не позволило полностью решить все вопросы.
ДТП на переездах, как правило, происходящие по вине водителей, неудовлетворительное состояние подвижного состава, и в особенности приватного, из-за некачественно проведённых плановых ремонтов – лишь часть проблем, решить которые силами одной лишь компании невозможно. В этих условиях, как подчеркнул Вадим Морозов, необходим «действенный механизм экономической защиты участников перевозочного процесса, одним из ключевых элементов которой является страхование рисков»: перевозчика, грузовладельца и ОАО «РЖД» на случай причинения ущерба компании подвижным составом иных собственников.
Что касается грузовладельцев, то затраты на страхование перевозок грузов для них незначительны по сравнению с общими расходами на транспортировку. Как отмечают участники рынка, в среднем страховой тариф может колебаться от 0,05% до 0,3% от страховой суммы перевозимого груза.
Однако в отличие от зарубежных коллег российские грузовладельцы зачастую предпочитают везти грузы через всю страну и в международном сообщении без страховой защиты. Такое отношение необходимо менять, особенно если речь идёт об опасных грузах. Ведь за этим стоят национальная безопасность страны, сохранение человеческих жизней и экологического баланса.


все новостивсе новости