К 2015 году ОАО «РЖД» планирует перейти на международный стандарт IRIS

30.03.2009 14:49
К 2015 году ОАО «РЖД» планирует перейти на международный стандарт IRIS.  Этот стандарт разработан рабочей группой Европейской ассоциации железнодорожной промышленности (UNIFE). Подписанным в Брюсселе меморандумом о сотрудничестве и лицензионным соглашением эксклюзивные права на перевод и распространение в Российской Федерации и других странах СНГ новейшей версии европейского стандарта железнодорожной промышленности IRIS предоставлены некоммерческому партнёрству «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»). Как отметил в интервью "Гудку" начальник центра технического аудита ОАО «РЖД» Сергей Палкин, производители подвижного состава часто предъявляют претензии к качеству поставляемых материалов и запчастей. Для того чтобы поставить всех участников рынка – операторов железных дорог, изготовителей подвижного состава и поставщиков – в равные взаимовыгодные условия, и был разработан единый стандарт IRIS.  Усилия его создателей были направлены на разработку и внедрение системы оценки поставщиков для железнодорожной промышленности. Она включает в себя международный стандарт по требованиям к системам менеджмента качества для предприятий железнодорожной промышленности и вопросник для проведения оценки предприятий. Кроме того, разработан сетевой портал IRIS (база данных) и инструмент проведения аудиторских проверок (программное обеспечение). Основное отличие  IRIS от ISO 9001 в том, что IRIS – узкоспециализированный стандарт для предприятий железнодорожной промышленности. Кроме того, в ISO 9001 используется оценка соответствия или несоответствия требованиям стандарта, а в IRIS – оценка степени соответствия на основе подсчёта баллов. Система количественной оценки, принятая в IRIS, позволяет дифференцировать требования стандарта и улучшать их.
При сертификации на требования стандарта соответствующий орган должен быть аккредитован IRIS с прохождением соответствующей специальной оценки, продемонстрировать свои способности и опыт работы в железнодорожной промышленности, а также свою пригодность как опытного аудитора.
Система IRIS предусматривает несколько типов оценки соответствия – аудиторских проверок. Сертификационный аудит даёт право на получение сертификата IRIS и сертификата ISO 9001 сроком на три года. Наблюдательный аудит проводится ежегодно для контроля соблюдения требований IRIS. Ре-сертификационный аудит проводится по окончании срока действия выданного сертификата IRIS. Ре-аудит выполняется после того, как клиент не проходит аудит и ему даётся срок 90 дней для исправления выявленных несоответствий.
С 2015 года вся продукция должна будет соответствовать стандарту IRIS 
В 2009–2010 годах ОАО «РЖД» планирует осуществить постепенный переход на так называемые промежуточные требования к продукции и системам менеджмента качества производителей железнодорожной продукции, определяемые, в основном, стандартами НП «ОПЖТ».
Основу этих требований будут составлять требования ISO к системам качества, специальные требования IRIS как стандарта железнодорожной промышленности, специфические требования к процессам производства, технологии и контроля, изложенные в отраслевых нормах безопасности и стандартах.
Созданная к этому времени система корпоративных стандартов будет формировать требования выше технических регламентов и национальных стандартов, а также ориентировать производителей на переход к полномасштабной реализации требований европейского стандарта железнодорожной промышленности IRIS.
В этот период приоритеты в закупках железнодорожной продукции будут получать производители, осуществившие добровольную сертификацию продукции и систем менеджмента качества на требования корпоративного стандарта НП «ОПЖТ», который будет представлять собой сочетание требований стандарта ISO и выборочную часть требований стандарта IRIS.
В 2011–2015 годах будут достигнуты целевые установки по качеству изготавливаемой для ОАО «РЖД» продукции. В том числе полная экономическая ответственность производителя за качество продукции, переход от приёмочного контроля на систему аудитов производств, реализация целевой установки «ноль дефектов», организация стратегического управления в области качества по всей цепи поставщиков и субпоставщиков. Эти установки будут реализованы путём полного перехода на требования к системам менеджмента качества и к продукции в соответствии с международным стандартом железнодорожной промышленности IRIS.
Начиная с 2015 года ОАО «РЖД» ставит задачу прекратить приобретение продукции, изготовленной производителями, системы менеджмента качества и сама продукция которых не соответствуют требованиям международных стандартов. К этому времени ОАО «РЖД» планирует полностью внедрить систему стратегического управления в области качества, предусматривающую мониторинг поведения продукции в эксплуатации, её оценку по стоимости жизненного цикла, мотивацию производителей к постоянному улучшению качества. Кроме того, будет осуществлён переход на систему добровольной сертификации и декларирование продукции и систем менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов.


все новостивсе новости