Минпромэнерго представило проект стратегии развития транспортного машиностроения до 2015 года

26.03.2007 13:17
Минпромэнерго ознакомило специалистов и экспертов с проектом стратегии развития транспортного машиностроения до 2015 года. Ожидания чиновников новизной не отличались: отрасль должна самостоятельно разрабатывать высокотехнологичную технику, которая была бы конкурентоспособной на мировом рынке. Среди основных экспортных направлений, привлекающих ведомство, значатся не только страны СНГ и Балтии, но и Восточная Европа, Ближний Восток и Средняя Азия. В результате реализации проекта к 2010 году доля российского трансмаша на мировом рынке должна вырасти с нынешних 10 до 17—24%.
В общей сложности только на разработку подвижного состава, по оценкам чиновников, до 2010 года потребуется около 650 млн долл., а с претензией на внешние рынки — еще не менее 200 млн долл. В то же время сам бизнес, утверждают авторы стратегии, способен за три года выделить не более 200 млн долл. Необходимые технологии предполагается привлечь из-за рубежа, стимулируя иностранных производителей компонентов создавать совместные предприятия с российскими партнерами. Причем в министерстве подчеркивают, что от иностранцев ждут не столько инвестиций, сколько самих технологий на условии их обязательной передачи российским производителям.
Доля зарубежных партнеров в капитале СП, по мысли чиновников, не должна превышать 50%, а уровень локализации должен составлять не менее 60—65% в начале производства и не менее 80—85% через три года. Вплоть до полной локализации правительству предлагается установить льготные тарифы на импортные детали, похожие на те, что действуют в автопроме. В марте 2005 года пошлины на ввоз автокомпонентов были снижены до 0—3%. Идея, судя по всему, принадлежит самим чиновникам Минпромэнерго, по­скольку для специалистов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) она стала неожиданностью.
Предполагается, что к 2010 году отношение инвестиций к выручке предприятий машиностроения вырастет до 10—12% с 2,6% в 2005 году. Чиновники даже нашли для иностранцев первый объект для вложений: ремонтное предприятие «Российских железных дорог» — ОАО «Элтеза». Еще в середине 2006 года его представители намеревались в 2007-м продать рынку около 10% акций.
Разработчики стратегии предложения Минпромэнерго называют китайским опытом. Около 20 лет назад, говорит заместитель генерального директора ИПЕМ Олег Трудов, чиновники Поднебесной открыли рынок с условиями кооперации с местными производителями и обязательной локализации. Сейчас, по его словам, Китай не только полностью удовлетворяет свой внутренний рынок, но и конкурирует на мировом рынке с Siemens, General Electric, Bombardier, Alstom.
На рынке стратегию сближения с иностранцами в целом считают логичной. Быстро подтягивать российские технологии до мировых можно только в партнерстве с лидерами отрасли, заключает аналитик Центра экспертных программ Всероссий­ской организации качества Ефим Добринский. Правда, вместе с тем эксперты сомневаются, что на условиях Минпромэнерго иностранные компании захотят передавать России самые современные технологии. По мнению аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, если учитывать их стратегию работы в СНГ, например той же General Electric в Казахстане, компании вряд ли согласятся получить за свои знания в России меньше 60% в уставном капитале СП, сообщает газета "РБК daily".

все новостивсе новости